Инклюзивное образование

Вебинар «Экосистема трудоустройства лиц с инвалидностью: взаимодействие вуза с органами власти, работодателями, бизнес-сообществом, НКО»

9 ноября 2022 г. на базе РУМЦ Челябинского государственного университета состоялся вебинар «Экосистема трудоустройства лиц с инвалидностью: взаимодействие вуза с органами власти, работодателями, бизнес-сообществом, НКО». На нем рассматривались вопросы совершенствования экосистемы трудоустройства лиц с инвалидностью, взаимодействия вуза с региональными и территориальными органами по труду и занятости населения, а также бизнес-сообществом и НКО в системе трудоустройства выпускников с инвалидностью.

Это мероприятие является частью программы по развитию инклюзивного образования, в котором принимает участие Рязанский государственный радиотехнический университет.

Соглашение о сотрудничестве в сфере инклюзивного образования с РГСУ

Рязанский государственный радиотехнический университет заключил соглашение о сотрудничестве с Российским государственным социальным университетом с целью сотрудничества в целях развития инклюзивного образования, обеспечения доступности высшего образования для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Консультационную помощь оказывает Ресурсный учебно-методический центр РГСУ, https://rumc.rgsu.net/.

IV международная научно-практическая конференция «Инклюзивно учить-инклюзивно лечить»

18 мая 2022 года Ресурсный учебно-методический центр ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России провел IV международную научно-практическую конференцию «Инклюзивно учить-инклюзивно лечить».

Конференция "Инклюзивно учить-инклюзивно лечить" стала эффективной площадкой для обмена опытом по вопросам организации образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью в процессе профессионального самоопределения, реализации адаптивной физической культуры и подготовки лиц с инвалидностью к конкурсам профессионального мастерства. Практическим опытом и результатами исследований поделились участники из Беларуси (Витебск), Кисловодска, Ростова, Рязани, Санкт-Петербурга, Пензы, Курска, Твери, Красноярска.

С докладом "Реализация комплексного сопровождения для адаптации студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата" от РГРТУ выступили канд. пед. наук, директор Центра дистанционного обучения Клейносова Надежда Павловна, тьютор   Андреянов Сергей Александрович. 

klejnosova nadezhda_pavlovna_pdf.ioandreyanov sergej_aleksandrovich_pdf.io

 

Участникам конференции был продемонстирован видеоролик "Адаптивное сопровождение студентов с "неограниченными" возможностями,  снятый РГРТУ-фильм.

Промотреть фильм можно по ссылке: https://vk.com/video-268500_456239284

 

 

Всероссийский научно - практический семинар с международным участием «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в современном образовательном пространстве»

 

28 апреля 2022 г. на базе Новосибирского государственного технического университета состоялся всероссийском научно - практическом семинаре с международным участием «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в современном образовательном пространстве».

Опытом организации и реализации адаптивной физической культуры в РГРТУ поделился тьютор, специалист в области адаптивной физической культуры Андреянов Сергей Александрович.

Участникам также был показал ролик, снятый РГРТУ-Фильм, в котором показано комплексное сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья: занятия в бассейне «Радиоволна», тренажерном зале, отдых в ОСБ «Зеленый Бор»: спортивная ходьба, плавание в лесных озерах, подвижные игры.

Участники и организаторы готовы продолжить обмен лучшими практиками в области инклюзивного образования.

Тотальный тест "Доступная среда".

С 3 по 10 декабря 2021 года проходил Тотальный тест "Доступная среда".

Эта крупнейшая акция в сфере инклюзии проводится с 2019 года, в 2020 году в ней приняли учатие более 100 тысяч человек из 85 субъектов Российской Федерации.

 В этом году сотрудники РГРТУ также приняли участие в Тотальном тесте, получены сертификаты участников.

Тестирование проходило онлайн, на сайте  https://www.total-test.ru/.

В ходе текстирования можно было проверить свои знания в области организации безбарьерного пространства и общения с людьми с инвалидностью. 

 

sertifikat klejnosova_totalnyj_diktant

Сотрудничество с Ресурсным учебно-методическим центром Московского государственного психолого-педагогического университета

15 октября 2021 года  сетью Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения РФ (РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета, РУМЦ МГППУ) были проведены онлайн-мероприятия, в которых от Рязанского государственного радиотехнического университета принимала участие Клейносова Надеджда Павловна.

Сетевое (отраслевое) профессионально-общественное мероприятие по вопросам кадрового обеспечения непрерывного инклюзивного профессионального образования лиц с инвалидностью.

Круглый стол «Инклюзия и кадровое обеспечение непрерывного образования лиц с инвалидностью: школа – колледж – педагогический вуз».Модератором мероприятия выступил Виталий Зорахович Кантор, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».

В рамках мероприятия было представлено несколько докладов по различной тематике: "Педагогические вузы как ресурс подготовки кадров для совместного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ на разных уровнях образования: потребности, проблемы, пути решения".
В рамках этой темы обсуждались проблемы программного обеспечения вузовской подготовки педагогов для работы в условиях инклюзии, потенциал высшего педагогического образования как института развития региональных систем инклюзивного образования, особенности вузовской подготовки педагогических кадров для организации инклюзивной физкультурно-спортивной деятельности.
Профессионально-общественное слушание «Перспективы профессиональной карьеры выпускников с инвалидностью».
 В ходе мероприятия состоялся открытый диалог работодателей с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ, представителями вузовского сообщества. В рамках мероприятия обсудили возможности и риски трудоустройства лиц с инвалидностью, познакомились с позицией представителей работодателей по данному вопросу, студентов с инвалидностью, а также успешно трудоустроившихся выпускников.
В рамках линии «ДИАЛОГ С РАБОТОДАТЕЛЕМ» участники познакомились с позицией работодателей по вопросу трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также познакомились с историей успеха выпускников с инвалидностью.
Завершилась данная площадка тренингом «МОЯ КАРЬЕРА – СТРАТЕГИЯ ВЫБОРА», направленного на содействие трудоустройству людей с инвалидностью.
Данные мероприятия позволят использовать опыт ведущих университетов в развитии инклюзивного образования в РГРТУ.

Тренинг по пониманию инвалидности

16 сентября 2021 года на базе Центром занятости г. Рязани при поддержке Фонда Citi состоялся тренинге по пониманию инвалидности, организованный РООИ «Перспектива».
В тренинге приняла участие Клейносова Надежда Павловна.
В течение мероприятия участники прорабатывали стереотипы, существующие в обществе по отношению к людям с инвалидностью, рассмотрели медицинский и социальный подходы в понимании инвалидности, изучили терминологию общения и этикет оказания услуг при взаимодействии с людьми с инвалидностью, обсудили юридические аспекты трудоустройства работников с инвалидностью.
foto trening

Цикл вебинаров по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

2 июня 2021 года ФГАОУ ДПО "Государственный институт новых форм обучения" провел вебинар "Механизмы развития инклюзивной профессиональной компетентности специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ: современные тренды и перспективы развития" из цикла вебинаров по вопросам инклюзивного образования.

В вебинаре приняла участие директор Центра дистанционного обучения, к.п.н. Клейносова Надежда Павловна.

 

 

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование инклюзивной образовательной среды в Российской Федерации

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование инклюзивной образовательной среды в Российской Федерации:

1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363. URL: http://docs.cntd.ru/document/554102819

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/#1000

3. Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377. URL: https://docs.cntd.ru/document/556183093

4. Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403136100/

5. Конвенция о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. URL: http://base.garant.ru/2565085

6. Конституция Российской Федерации / Принята всенар. голосованием от 12 декабря 1993 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

7. Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. № 3711-р. URL: http://static.government.ru/media/files/xjgGMUlASodvh3c8R4hAqxEEDgtFdM2g.pdf

8. Межведомственный комплексный план по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утв. Правительством Российской Федерации 21 декабря 2021 г. №14000п-П8. URL: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-plan-ot21122021-h5539226/

9. Методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки, утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № Р-16. URL: http://docs.cntd.ru/document/554207472

10.Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Документ зарегистрирован № МН-11/2652-ОП от 15.11.2023 Приемная департамента молодежной политики 1 (Минобр) Страница 54 из 57. Страница создана: 15.11.2023 12:43 2 образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн. URL: https://base.garant.ru/70680520/

11.Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств. Иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности», утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. № 589-ст. URL: https://base.garant.ru/73664694/

12.Правила осуществления мониторинга системы образования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662. URL: https://base.garant.ru/70429494

13.О мерах государственной поддержки талантливой молодежи / Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325. URL: https://base.garant.ru/6198652/

14.О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки / Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599. URL: https://base.garant.ru/70170946/

15.О ратификации Конвенции о правах инвалидов / Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/70170066/

16.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации / Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/

17.Об образовании в Российской Федерации / Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

18.Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061. URL: https://base.garant.ru/70480868/

19.Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2021/22 уч. г., утв. приказом Минобрнауки России от 1 апреля 2021 г. № 226. URL: https://docs.cntd.ru/document/565125616

20.Перечень обязательной информации о системе образования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662. URL: https://base.garant.ru/70429494/#block_2000 Документ зарегистрирован № МН-11/2652-ОП от 15.11.2023 Приемная департамента молодежной политики 1 (Минобр) Страница 55 из 57. Страница создана: 15.11.2023 12:43 3

21.План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021–2024 гг., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2020 г. № 2655-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74665446/

22.План мероприятий по трудоустройству инвалидов из числа участников национальных и региональных чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» на 2021–2025 годы, утв. приказом Минпросвещения России и Минтруда России от 31 августа 2021 г. №615/609. https://base.garant.ru/403019614/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

23.План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/

24.План по реализации мероприятий Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детейинвалидов, на период до 2025 г., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 г. № 2253-р. URL: http://static.government.ru/media/files/aYOUCPjm1mA1YUylD4jESvj4qwwMAwnS.pdf

25.Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-09112015-n-1309/

26. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв. приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. № 245. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108160022

27.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259. URL: https://base.garant.ru/70581484/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

28. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/

29.Порядок приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, утв. Документ зарегистрирован № МН-11/2652-ОП от 15.11.2023 Приемная департамента молодежной политики 1 (Минобр) Страница 56 из 57. Страница создана: 15.11.2023 12:43 4 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2019 г. № 602. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72946248/

30.Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2020 г. № 1076. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74441661/

31.Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 6 августа 2021 г. № 721. URL: https://docs.cntd.ru/document/608487133

32.Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71045690/

33.Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582. URL: https://base.garant.ru/70413268/

34.Типовая программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, утв. приказом Минтруда России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14 декабря 2018 г. № 804н/299/1154. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039590/

35.Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утв. приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785. URL: https://base.garant.ru/70713570/

 

 

Онлайн-конференция «Молодые люди с низкими стартовыми возможностями в начале карьеры»

20 октября 2020 года благотворительный фонд «КАФ» проводит онлайн-конференцию «Молодые люди с низкими стартовыми возможностями в начале карьеры».

Мероприятие прошло при поддержке АО КБ «Ситибанк», РООИ «Перспектива», Фонда поддержки семьи и детей «Хранители детства», Фонда социального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа», центра «Работа-i».

Спикеры конференции рассказали о своих проектах, опыте и результатах реализации.

На конференции были рассмотрены вопросы:

  • Региональные экономические различия и иные факторы, влияющие на успешность программ поддержки молодежи на рынке труда.
  • Эффективные формы поддержки молодых людей из числа сирот, с инвалидностью и в других трудных жизненных ситуациях.
  • Мотивация к трудоустройству у молодых людей в трудных жизненных ситуациях.
  • Опыт российских компаний в трудоустройстве молодых людей из уязвимых групп.
  • Примеры сотрудничества доноров и НКО в программах трудоустройства молодых людей из числа сирот, с инвалидностью, в других трудных ситуациях.
  • Проблемы и решения в сфере трудоустройства молодых людей в ключевых сферах (образование, государственная и муниципальная поддержка, центры занятости и трудоустройства).

Сайт конференции: https://philanthropy.tilda.ws/caf/conference

 
Канал РГРТУ в сети ВКонтакте Канал РГРТУ в сети Одноклассники Канал РГРТУ в Youtube Канал РГРТУ в Telegram Канал РГРТУ в RuTube Канал РГРТУ в Дзен Канал РГРТУ в RuTube